Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента впервые было введено в 2006 году Постановлением Пленума ВАС РФ и касалось судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщиков.
Впоследствии, в 2009 - 2016 годах, Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой был опубликован ряд инструктивных материалов, в общем и целом очерчивающих алгоритм проверки потенциальных контрагентов и подразумевающих использование налогоплательщиками всех доступных им возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагентах на предмет их благонадежности.
В сегодняшнем деловом обороте понятие «должной осмотрительности» получило существенное развитие и вышло далеко за пределы налоговой практики. Правила проведения проверок на соответствие требованиям в рамках должной осмотрительности лежат в основе корпоративных процедур закупочной деятельности практически всех крупных и большинства средних компаний, а палитра критериев подразумевает исследование не только финансовой устойчивости, легитимности и прозрачности деятельности потенциальных поставщиков и подрядчиков, но и внимание к целому ряду косвенных признаков, позволяющих оценить вероятность возможных рисков в будущем.
Пресс-служба ООО «Р.О.С.ЭКСПЕРТИЗА»