search close
11.08.2023

Читайте новую статью Рустама Вахитова о последствиях частичной приостановки налоговых соглашений

Россия приостановила действие отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами. Список из 38 стран включает США, страны ЕС, Великобританию и другие страны.

ПРОЩАЛЬНЫМ КОСТРОМ ДОГОРАЕТ ЭПОХА…

Указ от 8 августа – поистине особый месяц в новейшей российской экономической истории – не стал неожиданностью, разговоры о приостановлении СоИДН шли, как минимум, с весны, и Россия не является страной-изобретателем «приостановки», по сути, масштабировано и отзеркалено инновационное для права международных налоговых соглашений решение Латвии приостановить СоИДН с Россией. Тем не менее, событие беспрецедентно – приостановлены СоИДН с 38 странами, источниками 60% мирового ВВП и около 40% российского товарооборота.

Учитывая, что подавляющее большинство этих СоИДН заключалось в 90-е годы в ожидании потока инвестиций из этих стран, это лучшие из существующих российских налоговых соглашений, зачастую с формулой 5-0-0 (налог у источника на дивиденды, проценты и роялти), в отличие от применявшейся к остальным формулы 10-10-10.

Постараемся проанализировать последствия на примере СоИДН с Кипром.

Приостановлено действие статей 5-22, 24 (недискриминация) и 29 (LоB/PPT). Оставлены нетронутыми статьи 1-4, 23 (устранение двойного налогообложения), 25 – процедура взаимного согласования, 26 – обмен информацией и 27 – помощь в сборе налогов.

1. Какие же последствия ожидают сохранившиеся еще российско-кипрские бизнесы?Очевидно, повышенные ставки налога у источника в России. Непривычные 20% у источника по процентам и роялти далеко не конец истории. Уходят ограничения по СоИДН по признанию постоянных представительств в России. Тест на ПП будет применяться на основании положений НК РФ, которые более широки, чем содержащиеся в налоговых соглашениях аналоги. Помимо этого, облагаемые в России виды доходов также будут определяться на основе НК – например, в облагаемые попадут цифровые активы, большинство платежей в пользу физлиц-резидентов, о таких вопросах люди почти не беспокоились, привыкнув к парадигме (Кипр = 5% по дивидендам и ноль для всего). Сейчас она сильно изменится.

2.    Наверняка следует ожидать сложностей с зачетом на Кипре повышенных российских налогов. Довольно предсказуемым будет нежелание кипрских налоговых органов зачитывать российский налог за пределами определенных СоИДН порогов. А это означает двойное налогообложение. Которое может в теории разрешаться путем процедуры взаимного согласования, но, когда одна сторона считает, что правомерно удержала 20% от суммы роялти, а вторая с этим категорически не согласна, переговорное пространство достаточно узко. Можно ожидать и разбирательств по соглашениям о защите инвестиций, так как иностранные группы, следуя позиции своих налоговых органов, скорее всего, посчитают неприменение льгот и ставок по СоИДН нарушением международных соглашений. Однако таких соглашений у России немного, и в текущем моменте перспектива реальной компенсации через механизм защиты инвестиций выглядит малореалистичной.

3.    Неизбежно возникнут вопросы о зачете иностранного налога. В сценарии, когда Кипр «отзеркалит» российскую позицию о неприменении статей 5-22, ставка по дивидендам и процентам может подскочить до 17/30%. Согласна ли будет зачесть этот налог Россия? С точки зрения взаимности это было бы разумно. Но на вопрос «а покажите, где это написано» я бы не смог ответить. Разумно получить предварительные ответы налоговых органов.

4.    Очевидно, компании, заинтересованные в продолжении работы с Россией, будут искать альтернативные площадки – такие как не попавшие в список приостанавливаемых Гонконг, Казахстан.

5.    Очевидно, Россия будет искать новые каналы выхода российских компаний на мировые рынки, и обсуждения возможностей новых СоИДН с Турцией, ОАЭ, Малайзией не являются беспредметными. 

В любом случае, российские компании и компании, работающие в России, ждет относительно турбулентный период неопределенности, когда считавшееся преимуществом в виде входа из западноевропейской страны на российский рынок превращается в токсичный и крайне неэффективный в налоговом отношении вариант. 

Необходимо инвентаризировать потоки, проанализировать влияние изменений на них и выбрать оптимальные тактики и стратегии поведения без поспешных решений с одной стороны, но и без напрасных ожиданий и надежд, что ситуация разрешится сама собой, с другой. 

Рустам Вахитов

Партнер по международному налогообложению

+31640826427